ОСВЕЩЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ

DEMPIRE

Архитектор-дизайнер Екатерина Меньшикова о световых сценариях, секретах и тонкостях
— Екатерина, для вас, как для дизайнера, работающего с эксклюзивными проектами, какова основная функция освещения?

— Свет создает атмосферу. Это кисть, которой мы пишем настроение в интерьере. Заказчики приобретают не просто дом, они приобретают опыт, ощущения, эмоции. И свет — это тот самый инструмент, который пробуждает эти эмоции с момента, когда они переступают порог.


Представьте: вы возвращаетесь вечером в свой дом. Вас должна встречать не яркая люстра, озаряющая каждый угол, а мягкий, теплый, почти интимный свет, который обволакивает и говорит: «Ты дома, ты в безопасности, расслабься». Ощущение личного пространства, настроенного именно на вас.

— Екатерина, для вас, как для дизайнера, работающего с эксклюзивными проектами, какова основная функция освещения?

— Свет создает атмосферу. Это кисть, которой мы пишем настроение в интерьере. Заказчики приобретают не просто дом, они приобретают опыт, ощущения, эмоции. И свет — это тот самый инструмент, который пробуждает эти эмоции с момента, когда они переступают порог.


Представьте: вы возвращаетесь вечером в свой дом. Вас должна встречать не яркая люстра, озаряющая каждый угол, а мягкий, теплый, почти интимный свет, который обволакивает и говорит: «Ты дома, ты в безопасности, расслабься». Ощущение личного пространства, настроенного именно на вас.

— Тогда давайте поговорим о подходах. Каков ваш основной принцип при проектировании световых сценариев?

— В освещении любого пространства важны уровни. Каким бы ни был интерьер, для его завершенности одного источника света недостаточно, даже если это хрустальная люстра за полмиллиона евро.

Я выстраиваю три обязательных уровня:
  • — Тогда давайте поговорим о подходах. Каков ваш основной принцип при проектировании световых сценариев?
    — В освещении любого пространства важны уровни. Каким бы ни был интерьер, для его завершенности одного источника света недостаточно, даже если это хрустальная люстра за полмиллиона евро.

    Я выстраиваю три обязательных уровня:
Общий свет
Общий свет
Он фоновый, рассеянный. Это не только люстра, а, например, скрытые световые карнизы, LED-ленты, встроенные потолочные споты, которые мягко «размывают» потолок и создают базовый уровень освещенности. Задача общего света — убрать мрак, но не более того.
Рабочий свет
Рабочий свет
К нему относятся изящные бра у туалетного столика, точечные подвесы над кухонным островом, торшер у кресла для чтения, свет в библиотечных шкафах. Рабочий свет не только функционален: зачастую бра, подвесы и материалы — почти предметы искусства.
Акцентный свет
Акцентный свет
Это свет, который создает драму и определенные сценарии. С помощью акцентного света мы направляем взгляд гостя на то, что важно: на картину современного художника, на скульптуру, на нишу с коллекцией фарфора или на фактурную стену из оникса. Сюда входят все виды трек-систем, изящные светильники и бра, встроенные споты-прожекторы. Именно этот уровень делает интерьер индивидуальным.

— То есть одна из ролей освещения в интерьере — быть арт-объектом?

— Люстра — это не просто источник света, это украшение гостиной. Она задает стилистическое направление всему пространству. Для меня выбор люстры — это как для заказчика выбор фамильной драгоценности.

Мы можем использовать уникальные произведения известных брендов, или же заказываем свет у современных мастеров по стеклу или металлу. Такой объект становится настоящим центром притяжения.

Но, и это важнейший момент, даже самая великолепная люстра не должна работать в одиночку. Помним о минимум трех уровнях освещения.
  • — То есть одна из ролей освещения в интерьере — быть арт-объектом?
    — Люстра — это не просто источник света, это украшение гостиной. Она задает стилистическое направление всему пространству. Для меня выбор люстры — это как для заказчика выбор фамильной драгоценности.

    Мы можем использовать уникальные произведения известных брендов, или же заказываем свет у современных мастеров по стеклу или металлу. Такой объект становится настоящим центром притяжения.

    Но, и это важнейший момент, даже самая великолепная люстра не должна работать в одиночку. Помним о минимум трех уровнях освещения.

— С появлением «умного дома» изменился ли подход к свету?

— Кардинально! «Умный свет» — это не прихоть, а необходимость для премиального проекта. Раньше мы проектировали статичные сценарии. Сегодня мы программируем «световые сценарии» на разные случаи жизни.

Одно нажатие кнопки на планшете — и включается один сценарий: общий свет приглушается, акцентная подсветка картин и бара становится ярче, в столовой теплый свет над столом создает интимную обстановку. Другое нажатие — второй сценарий: остается только мягкая заливка световых карнизов и торшер в гостиной. Третий сценарий — это дежурная подсветка пола для безопасного перемещения по дому.

Это тот уровень кастомизации и комфорта, который ждут наши заказчики.
  • — С появлением «умного дома» изменился ли подход к свету?
    — Кардинально! «Умный свет» — это не прихоть, а необходимость для премиального проекта. Раньше мы проектировали статичные сценарии. Сегодня мы программируем «световые сценарии» на разные случаи жизни.

    Одно нажатие кнопки на планшете — и включается один сценарий: общий свет приглушается, акцентная подсветка картин и бара становится ярче, в столовой теплый свет над столом создает интимную обстановку. Другое нажатие — второй сценарий: остается только мягкая заливка световых карнизов и торшер в гостиной. Третий сценарий — это дежурная подсветка пола для безопасного перемещения по дому.

    Это тот уровень кастомизации и комфорта, который ждут наши заказчики.

— Можете дать несколько конкретных советов нашим читателям, как избежать грубых ошибок?

— С удовольствием.

1. Продумайте свои, личные световые сценарии, которые подходят именно вам и вашему образу жизни.

2. Всегда используйте диммеры. Любой свет, даже самый холодный, можно и нужно регулировать. Резкий, неизменяемый свет — главный враг уюта.

3. Уделите внимание цветовой температуре. Мы практически не используем в жилых помещениях холодный белый свет (выше 4000К). Он мертвый и офисный. Для зон отдыха — только теплый свет (2700-3000К). Он похож на свет от пламени свечи и делает интерьер живым.

4. Свет должен быть на разных уровнях. Не только на потолке. Пол, стены, мебель — свет должен жить на всех ярусах, создавая ту самую объемную, многогранную картину.

5. Инвестируйте в качество. Дешевые светильники и, что важнее, дешевые источники света (сами лампы) имеют плохой индекс цветопередачи. Они искажают цвета вашей мебели, картин, текстиля и даже еды на столе.
  • — Можете дать несколько конкретных советов нашим читателям, как избежать грубых ошибок?
    — С удовольствием.

    1. Продумайте свои, личные световые сценарии, которые подходят именно вам и вашему образу жизни.

    2. Всегда используйте диммеры. Любой свет, даже самый холодный, можно и нужно регулировать. Резкий, неизменяемый свет — главный враг уюта.

    3. Уделите внимание цветовой температуре. Мы практически не используем в жилых помещениях холодный белый свет (выше 4000К). Он мертвый и офисный. Для зон отдыха — только теплый свет (2700-3000К). Он похож на свет от пламени свечи и делает интерьер живым.

    4. Свет должен быть на разных уровнях. Не только на потолке. Пол, стены, мебель — свет должен жить на всех ярусах, создавая ту самую объемную, многогранную картину.

    5. Инвестируйте в качество. Дешевые светильники и, что важнее, дешевые источники света (сами лампы) имеют плохой индекс цветопередачи. Они искажают цвета вашей мебели, картин, текстиля и даже еды на столе.
Воплотим Ваши мечты в реальность!
Нажимая кнопку "Отправить" я соглашаюсь с использованием моих персональных данных