ГОСТИНАЯ КАК АРТ-САЛОН
DEMPIRE
Архитектор-дизайнер Екатерина Меньшикова о правилах коллекционирования и размещения предметов искусства в интерьере

Для ценителя искусство — не просто инвестиция.


Это глубоко личный диалог с историей, эмоцией, гением художника.


И гостиная в частном доме или апартаментах давно перестала быть просто местом для приема гостей. Сегодня это полноценный арт-салон, личная галерея, где владелец не просто демонстрирует свой вкус, а живет в окружении произведений, которые его вдохновляют.


Задача дизайнера — создать для этой коллекции безупречный фон и выстроить такой сценарий, где интерьер и искусство вступают в равноправный диалог.

Для ценителя искусство — не просто инвестиция. Это глубоко личный диалог с историей, эмоцией, гением художника.


И гостиная в частном доме или апартаментах давно перестала быть просто местом для приема гостей. Сегодня это полноценный арт-салон, личная галерея, где владелец не просто демонстрирует свой вкус, а живет в окружении произведений, которые его вдохновляют.


Задача дизайнера — создать для этой коллекции безупречный фон и выстроить такой сценарий, где интерьер и искусство вступают в равноправный диалог.

Правило №1: Искусство — не аксессуар, оно диктует правила
Первый и главный принцип, которого мы придерживаемся в работе с клиентами-коллекционерами: искусство первично.

Мы не подбираем картину под диван. Мы выстраиваем пространство вокруг шедевра.

Это означает, что общая концепция интерьера, колористическая палитра, настроение и даже расстановка мебели часто рождаются из эмоции, которую несет в себе ключевое произведение.
  • Правило №1: Искусство — не аксессуар, оно диктует правила
    Первый и главный принцип, которого мы придерживаемся в работе с клиентами-коллекционерами: искусство первично.

    Мы не подбираем картину под диван. Мы выстраиваем пространство вокруг шедевра.

    Это означает, что общая концепция интерьера, колористическая палитра, настроение и даже расстановка мебели часто рождаются из эмоции, которую несет в себе ключевое произведение.
  • Совет: Начните планирование гостиной с выбора «главного героя» — самой значимой работы в коллекции. Именно от нее будет выстраиваться вся остальная композиция.

Правило №2: Свет — лучший куратор


Ничто не может убить произведение искусства так же эффективно, как неправильный свет.

Освещение в арт-гостиной должно быть многоуровневым и сценарным:

  • Правило №2: Свет — лучший куратор
    Ничто не может убить произведение искусства так же эффективно, как неправильный свет. Освещение в арт-гостиной должно быть многоуровневым и сценарным.
Акцентное освещение
Акцентное освещение
Профессиональные трековые системы или точечные акцентные светильники с линзами, исключающими ультрафиолетовое излучение. Их задача — бережно и точно выделить работу, создать вокруг нее особое поле притяжения. Важно играть с углами и интенсивностью: графика требует одного света, живопись — другого, скульптура — третьего.
Общее и атмосферное освещение
Общее и атмосферное освещение
Это мягкий заливающий свет от встроенных потолочных светильников, торшеры, настольные лампы. Они создают общий комфортный фон для жизни и общения, не конкурируя с искусством.
Естественный свет
Естественный свет
Крупные панорамные окна — это и благо, и вызов. Необходимо продумать систему автоматизированных штор или жалюзи, которые защитят работы от прямых солнечных лучей, способных нанести непоправимый ущерб краскам.
Правило №3: Масштаб и пауза — основа драматургии
Размещение искусства — это искусство монтажа. Работы должны «дышать».

Размещать шедевр на стене, загроможденной декором или мебелью, — дурной тон. Каждому значимому произведению нужна «воздушная» пауза вокруг, своя собственная территория. Это позволяет зрителю сфокусироваться, погрузиться в атмосферу.

Соотношение масштаба работы и стены критически важно. Небольшой изысканный рисунок затеряется на огромной пустой стене. И наоборот, монументальное полотно будет выглядеть тесно и агрессивно, если ему не хватает пространства.

Иногда мы намеренно оставляем в проекте абсолютно пустую стену — как дань уважения к работе, которая висит напротив.
  • Правило №3: Масштаб и пауза — основа драматургии
    Размещение искусства — это искусство монтажа. Работы должны «дышать».

    Размещать шедевр на стене, загроможденной декором или мебелью, — дурной тон. Каждому значимому произведению нужна «воздушная» пауза вокруг, своя собственная территория. Это позволяет зрителю сфокусироваться, погрузиться в атмосферу.

    Соотношение масштаба работы и стены критически важно. Небольшой изысканный рисунок затеряется на огромной пустой стене. И наоборот, монументальное полотно будет выглядеть тесно и агрессивно, если ему не хватает пространства.

    Иногда мы намеренно оставляем в проекте абсолютно пустую стену — как дань уважения к работе, которая висит напротив.
Правило №4: Создавайте диалоги и контрдиалоги
Современная гостиная-салон — это не музей с хронологическим развесом. Здесь возможны и даже желанны смелые решения.

Попробуйте создать напряженный и интересный диалог между эпохами и стилями. Главное — найти общий знаменатель: это может быть ритм, цветовой акцент, фактура или общая эмоция.

Такое смелое соседство расскажет о глубине коллекции и безупречном вкусе владельца.
  • Правило №4: Создавайте диалоги и контрдиалоги
    Современная гостиная-салон — это не музей с хронологическим развесом. Здесь возможны и даже желанны смелые решения.

    Попробуйте создать напряженный и интересный диалог между эпохами и стилями. Главное — найти общий знаменатель: это может быть ритм, цветовой акцент, фактура или общая эмоция.

    Такое смелое соседство расскажет о глубине коллекции и безупречном вкусе владельца.
  • Правило №5: Мебель как экспонат
    В продуманном пространстве мебель сама становится объектом искусства. Используйте знаковые предметы дизайна XX и XXI века, которые по своему статусу не уступают произведениям на стенах.

    Они станут частью вашей коллекции, частью общей визуальной истории, поддерживая и усиливая эстетику арт-интерьера.

Правило №5: Мебель как экспонат


В продуманном пространстве мебель сама становится объектом искусства. Используйте знаковые предметы дизайна XX и XXI века, которые по своему статусу не уступают произведениям на стенах.

Они станут частью вашей коллекции, частью общей визуальной истории, поддерживая и усиливая эстетику арт-интерьера.

  • Для нас подбор арт-объектов — это высшая форма совместного творчества дизайнера и заказчика


    Работа над пространством, где каждая деталь, от выключателя до шедевра на стене, существует в гармонии и работает на одну цель — создание уникальной, глубоко личной атмосферы, которая отражает внутренний мир своего владельца.


    Ведь подлинная роскошь сегодня — это не демонстрация богатства, а умение окружить себя историями, которые вас вдохновляют

Воплотим Ваши мечты в реальность!
Нажимая кнопку "Отправить" я соглашаюсь с использованием моих персональных данных